Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
23:41 

Больше чем жизнь

Indra
...Ветер шелестит листвой...
«Мечтают все: но не одинаково. Те, кто по ночам грезит на пыльных чердаках своего ума, просыпаются днем и обнаруживают, что все это было тщетой; но те, кто мечтает днем, опасные люди, ибо они могут проживать свою мечту с открытыми глазами, воплощая ее.»

Эти слова когда-то давно написал Томас Эдвард Лоуренс, более известный как Лоуренс Аравийский.

Лоуренс Аравийский

Что значит известный? Я об этой удивительной личности ничего не знал ровным счетом, пока не увидел эту цитату и его имя несколько раз, словно убеждение, в компьютерной игре. Из любопытства полез почитать, кто же это такой был, что его поминают часто, и был ли вообще. Оказалось, это не только невыдуманная личность, но человек удивительнейшей судьбы! А кто-то еще говорит, что компьютерные игры — бесполезная трата времени, ничему не учащая и ничего не воспитывающая. Нет, это не так, но тут скорее все от пользователя зависит, как и с кино, как и с книгами...

Узнав, что такой человек существовал на самом деле, я там же вычитал, что оказывается есть экранизация его жизни, и не просто абы какой фильм, а даже «один из самых знаменитых биографических фильмов в истории кино». Вот как! Скорее всего, я и раньше слышал об этом фильме, даже помню что слышал, но просто не придавал особого внимания ему, не интересовал он меня. Ну, фильм, ну, выдающийся в кинематографии, но какой-то старый, нудный наверное, еще и черно-белый (начало 60-х годов!). Но после игры (хм!) все-таки решил посмотреть.

Фильм оказался не черно-белым, что приятно удивило. Идет он целых 3,5 часа, потому я его смотрел в три захода в разные дни. Возможно, это уберегло меня от некоторой скуки, но думаю, фильм вполне можно посмотреть на одном дыхании с не меньшим удовольствием.

Да, фильм оказался великолепным. Очень красивые виды и пейзажи, которые переносят зрителя в места событий, показаны созерцательно, пристально, глубоко, отчего они очень чувствуются, наполняют атмосферу. Поразительная игра актеров. Это очень серьезная проблема современных фильмов, отчего в них не веришь, отчего они кажутся плоскими и ненатуральным — очень немногие современные актеры достойно играют, ходят с каменными лицами, движения как у роботов. Тут же поэзия мимики и микродвижений, которой наслаждаешься, одна только игра актеров, передаваемые ими эмоции заставляют напрячься, оцепенеть, следить за каждым мгновением повествования, сопереживать. Спокойная, размеренная постановка фильма собирается в тугой угол напряжением актеров, чем достигается удивительная гармония, не отпускающая ни на минуту. Питер О'Тул невероятно поразил меня своей игрой, широтой своих актерских возможностей, а еще Омар Шариф...

Несмотря на то, что фильм идет 3,5 часа, историю Лоуренса он рассказывает очень бегло, поверхностно, сокращенно. Ибо жизнь этого человека была невероятно насыщенна, хотя и обидно коротка. Удивительная жизнь, больше чем просто жизнь.
Именно об этом цитата в начале. Он был именно тем человеком, который мечтает наяву, воплощая свои идеи, иллюзии, грезы в жизнь, плетя ткань мира, истории, человечества. Многие личности-пустышки рвутся ко власти и упоминанию в анналах истории, на страницах учебников, к богатствам, все только ради этого, а сгинув, только в виде ничего не значащих для потомков имен и остаются. Этот человек в отличие от них не искал никакой славы. Он просто жил свою жизнь. Удивительную, насыщенную жизнь в вечном поиске чего-то, себя, понимания, мечтания.

Вот так и получается, что любое кино — это грезы, это мечтания какого-то автора, писателя. Книги тоже самое. И вот, книга или фильм пытаются передать биографично чью-то настоящую жизнь... И что выходит? Ничего не выходит, не могут грезы передать реальность. Казалось бы, что фантазии нет предела. Но, скорее всего, это не совсем так. Вряд ли кто-то может вообразить то, что не мог бы вообразить, или представить то, к чему не могло бы придти рано или поздно человечество. Бывает воображают технологии, которые пока не могут быть воплощены, но через время они становятся реальностью, бытом, нас окружающим, а не фантазией. Мы в грезах ограничены собой, нашей личностью, нашей человечностью, нашим мировоззрением, опытом и интеллектом. А реальная жизнь не ограничена ничем, тем более нами. Реальная жизнь интереснее, насыщеннее, глубже, увлекательнее, удивительнее всего, что может родиться в грезах и мечтаниях. И уж точно никакие фантазии, никакие фильмы, никакие книги никогда не смогут передать всю палитру, весь спектр, всю бесконечность реальных ощущений, как физических, так и душевных. Боль физическую героев в кино или книге нам вряд ли почувствовать и понять в полной мере, даже самому автору. Чувства героев, их плачь, их любовь, что угодно — какие бы насыщенные описания их мы бы не читал, никогда нами не воспримутся полноценно. Их любовь — не наша любовь, их горе — не наше горе. Мы сторонние бегло равнодушные наблюдатели чужих или своих фантазий, которые — мираж. Ни один фильм и ни одна книга никогда не сможет передать чудо реальности и чудо собственной жизни. Даже когда они описывают что-то существующее или произошедшее, или даже реальные съемки, все равно это пустышка, отпечаток, образ в нашей голове. Это не тоже самое, что самому переживать свою жизнь, самому участвовать в ней, влиять на нее, делать выбор, испытывать свои чувства. Из-за этого, кстати, мы очень часто становимся рабами своих эмоций, в то время когда рассказ других людей вызывает у нас героизм и самоуверенность. Еще очень давно, в детстве, я заметил, что никакие книги или фильмы не вызывает тех же эмоций, что события настоящей жизни, не захватывают дыхания. А потом узнал и увидел, что многое изображенное оказывается повтором, репликой, искажением реальных событий, реальных предметов, или по крайней мере отражением исторических мифологий и легенд, верований и религий реальных культур народов мира. Разве можно что-то придумать более удивительное и захватыващее, что уже существует или существовало на самом деле или придумывалось на протяжении тысячалетий?!

Фильм «Лоуренс Аравийский» замечательный, достойных любых похвал, выдающийся фильм, который надо посмотреть вообще всем. Но, что самое важное и интересное, он не передает и сотой доли удивительнейшей реальной жизни этого человека. Жизнь настоящего Лоуренса была намного насыщенней, еще более необычной, событий и чувств было еще больше, приключения еще интересней, а поступки еще героичней, сами собой. Но ни один фильм, ни одна книга это передать уже не сможет. Иначе пришлось наверное снимать целый сериал, о жизни одного человека. Сериал длиною в жизнь? И смотреть его всю свою жизнь? Уф, а не лучше уж жить свою жизнь, и прожить ее пусть иначе, но не менее увлекательно? Пусть мы можем не попасть на страницы истории, о нас не снимут фильм, не напишут книгу. Но это не может помешать быть нам героями в других, не менее важных делах, у каждого свой путь и свои подвиги.

Джон Нэш. Фото Peter Badge / Typos1

Не в первый раз после просмотра биографичного фильма я лезу узнавать подробнее о герое, и оказывается, что реальная жизнь этого человека даже в беглом энциклопедическом обзоре представлялась намного более насыщенной и интересной, удивительной, чем было показано в художественном фильм. Такое было еще после просмотра фильма «Игры разума». Я не только был удивлен тем, что математик Джон Нэш вполне себе реальная личность, но был невероятно поражен, что несколько фантастические и странные эпизоды фильма оказались не только основаны на реальных события биографии этого необычайного человека, но, более того, в реальности имели большие место, развитие и даже фантастичность происходящего! В обоих случаях этих экранизаций жизней таких разных личностей реальная жизнь оказывалась удивительнее и фантастичнее художественной реплики со всеми ее возможностями приукрас!

Любые творческие средства, — книги, кино, музыка, художество и прочее, прочее, — не должны, да и не могут, служить нам заменой реальности или даже ее приукрашением. Это будет самообман, иллюзии, пустышки, плоские декорации из более или менее дорогого сырья и красок. Это не значит что они не нужна, напротив, они очень полезны и важны. Всё это может быть нам ключами, средствами для открытия новых путей в нашей реальной жизни. Они позволяют нам узнать что-то, о чем мы раньше не знали и не подозревали, подарить нам открытие, знание, теоретический опыт, а потом обнаружить это все вокруг в настоящем мире, все теже чудеса и удивительные, захватывающие предметы и явления. Они нам позволяют задуматься о том, о чем мы еще не думали и не думали, что об этом можно задуматься. Расширить нам мышление, показать новые мысли и способы мышления, показать новые горизонты. Они могут нам нарисовать набросок базовых схем понимания, которые, перенесенные на реальность, подарят новые понимания и открытия. Могут показать новые чувства, о которых мы до этого в себе не подозревали, научить их чувствовать, понимать и принимать, понять откуда и зачем они. Они могут показать новые пути, новые способы движения, новые способы зрения и мышления. А выбирать направление и делать шаги уже каждому самостоятельно, и в реальной жизни. Главное — не останавливаться в самом начале пути, заглядевшись красочными и яркими, но иллюзорными образами. А, хотя, у каждого свой путь. Ничего плохого в том, чтобы проснуться на следующий день, и понять, что то был сон, то были мечтания, то были свои или чужие фантазии, то была тщета.

@музыка: Mary Youngblood – Walk With Me

@темы: Чувства, Философия, Творчество, Наблюдения, Искры жизни, Воспоминания

URL
Комментарии
2012-11-20 в 01:16 

Aks1
Счастье - это просто! ^__^
Согласен в основном с постом, но в нем чувствуется твоя привязанность к жизни.
Например в этой цитате:
Из-за этого, кстати, мы очень часто становимся рабами своих эмоций, в то время когда рассказ других людей вызывает у нас героизм и самоуверенность.
А вот и нет! Это противоречие как раз и проявляется потому, что мы привязаны к жизни.
Т.е. это следствие того, к чему ты призываешь в посте.
Если жизнь настоящая, а фильм - лишь иллюзия, то конечно фильм не даст нам той полноты, что и жизнь. По определению.
Но если мы считаем, что фильм настоящий, а жизнь - иллюзия, то все будет наоборот)

2012-11-20 в 02:52 

Indra
...Ветер шелестит листвой...
Aks1, я не понимаю, о чем ты.

URL
2012-11-20 в 08:46 

Aks1
Счастье - это просто! ^__^
Indra,
Ты аксиоматически принимаешь, что жизнь более богата, чем фильм. Что жизнь есть, а фильм - копия.
Точно так же можно принять и обратное.

2012-11-20 в 12:38 

Indra
...Ветер шелестит листвой...
Aks1, к чему пустой софизм.

URL
2012-11-20 в 14:39 

Aks1
Счастье - это просто! ^__^
Indra,
Он не пустой)
Можно бороться с ветряными мельницами. И совсем еще не факт, что это вариант хуже, чем "верить в жизнь" =)

2012-11-20 в 15:41 

Indra
...Ветер шелестит листвой...
Aks1, ладно, не пустой. Но к чему софизм?

URL
2012-11-20 в 15:45 

Aks1
Счастье - это просто! ^__^
Indra,
Забей)))
Просто лично я считаю, что мысль полнее "жизни".

2012-11-20 в 17:03 

Indra
...Ветер шелестит листвой...
Aks1, это странная фраза и то позволяет лучше понять о чем ты, чем предыдущее.
Я бы сказал, что «мысли» разные бывают. Мысль как идея может быть и полнее, или завершеннее, и стройнее, но она неэффективна без своего воплощения. Соединения с «жизнью».
Потому для меня полнота — это эффективность, а эффективность — это не мысль внутри, и не мысль снаружи (как явление реального мира), а их слияние.

Применительно к моему тексту, я же не кричу о том, что мол не смотрите эти фильмы, не тратьте свое время, а скорее отправляйтесь в Аравию или хватайтесь за бумажки открывать новые математические законы. Нет, я стараюсь показать, что как раз два этих момента могут слиться, реальность и кино. А кино не может да и не хочет передавать «мысли» реальности, потому что у нее другие цели, другие «мысли», о чем я и пишу. Они сливаются, но я их не противопоставляю. В тексте есть некоторый укор тем, кто фанатеет по фильмам, лишая себя реальности. Впрочем, можно углубиться в надуманные проблемы реальности и не замечать внутренних миров или миров идей (тоже часто). И то и другое — вредные крайности.

URL
2012-11-24 в 06:41 

Aks1
Счастье - это просто! ^__^
Indra,
В таком варианте согласен)

   

Сад камней по ту сторону восприятия

главная